МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
      ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ       
             УЧРЕЖДЕНИЕ № 16              
                       г. ЛИПЕЦКА                     
398043, г.Липецк, ул.Циолковского,34/4
   e-mail: skosh_16@lenta.ru          
тел./факс +7(4742) 35-59-71        
 


Меню сайта
Выпускники
    Наши выпускники

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Школа-территория здоровья

 

 

 

 

 

 

Из опыта работы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения №16 по формированию экологической культуры, здоровья и безопасного образа жизни обучающихся

 

 

 

Цели и задачи: – создание условий для сохранения и укрепления физического, нравственного, психического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижение планируемых результатов освоения адаптированных образовательных программ для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР)                                                   

осуществление деятельности школы, направленное на формирование:
- представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
-  потребности в здоровом образе жизни,негативного отношения к факторам риска для собственного здоровья;
-  познавательного интереса и бережного отношения к природе;
- установки на использование здорового и рационального питания;
- использования оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психофизических особенностей, развития потребности в занятиях физической культурой и спортом;
-  умения противостоять вовлечению в табакокурение, употреблению алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
-  потребности ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развития готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
-  основ здоровьесберегающей учебной культуры;
-  основ безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Федеральные государственные образовательные стандарты  выдвинули формирование ценностей здоровья, здорового и безопасного образа жизни, духовно-нравственного здоровья, экологической культуры обучающихся в ряд современных приоритетов образовательной деятельности школы.

 

 

 

Образовательная деятельность муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  № 16 осуществляется с учетом специфики контингента обучающихся.

 

 

 

 Клинико – психологическая характеристика учащихся (по классификации дефектолога К.С. Лебединской)

 

 

 

 

 

 

Данные клинико-психологической характеристики свидетельствуют о том, что в школе преобладают дети с ЗПР церебрально-органического происхождения. Интеллектуальная недостаточность у таких детей проявляется наряду с эмоциональными и поведенческими расстройствами. Это самый сложный тип ЗПР. Также велик процент детей с ЗПР психогенного генеза, который возникает вследствие длительнодействующего психотравмирующего фактора, приводящего к стойким сдвигам в нервно-психической сфере (в основном это дети из неблагополучных семей). Для данной категории детей характерна повышенная тревожность, отклонения в поведении, конфликтность и психическая неустойчивость.

 

 

 

В настоящее время в школе насчитывается 264 учащихся с ЗПР, 13 из которых инвалиды детства, 29 обучаются по медицинским показателям на дому.

 

 

 

 

 

 

 

 Данные о состоянии здоровья учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Все учащиеся имеют нарушения психологического развития. 32% учащихся имеют различные речевые расстройства. 

 

 

 

Приведенные данные свидетельствуют о необходимости планомерной и системной работы по созданию здоровьесберегающей среды в ОУ.

 

 

 

Педагогический коллектив находит пути разрешения проблем формирования самостоятельной, нормально-устойчивой, социализированной личности, мотивированной на здоровый образ жизни.

 

 

 

Решение этих проблем находит отражение в создании целостной системы взаимосвязанных мероприятий различной направленности, обеспечивающих формирование здоровьесберегающего пространства, осуществление адресной квалифицированной помощи детям.

 

 

 

Соблюдение принципов здоровьесбережения является в школе системообразующим.

 

 

 

В организации работы по формированию здорового образа жизни участвуют все стороны образовательных отношений.

 

 

 

Необходимыми условиями командной работы являются четко построенное взаимодействие между членами коллектива, ведение единой документации, на основании которой дается оценка эффективности здоровьесберегающих действий с участниками образовательных отношений

 

 

 

Формирование и функционирование здоровьесберегающей среды в школе осуществляется по следующим направлениям:

 

 

 

1. Развитие условий здоровьесберегающей среды.

 

 

 

2. Формирование знаний, умений, навыков культуры здоровья, потребности в здоровом образе жизни.

 

 

 

3.Организация физкультурно-оздоровительной деятельности.

 

 

 

4. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время.

 

 

 

5. Совершенствование управленческой деятельности по сохранению и укреплению здоровья участников образовательных отношений.

 

 

 

В школе большое внимание уделяется созданию экологически безопасной здоровьесберегающей инфраструктуры, обеспечивающей оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья, коррекции нарушенного развития личности ребенка, его социализации в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 Материально-техническая база школы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование представлений учащихся о ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни для человека и окружающей среды осуществляется через урочную и внеурочную деятельность.Учащиеся принимают активное участие в экологических акциях:"Чистый город", "Покормите птиц зимой",конкурсе экологических листовок.

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

В рекреации школы совместными усилиями педагогов, родителей и учащихся в рамках реализации проекта, занявшего III место на городском телекоммуникационном конкурсе проектов «Липецк дизайн -2014», создана релаксационная «зеленая зона».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебные кабинеты оборудованы с учетом специфики контингента обучающихся (ростовая мебель, конторки В.Ф. Базарного). В каждом учебном кабинете выделена рабочая зона, зона для отдыха, двигательной активности и игровой деятельности. В кабинетах имеются необходимые аудиовизуальные средства и оборудование для сенсорно-моторного развития детей с ЗПР (мягкие модули, сенсорные тропы и дорожки).

 

 

 

 

 

 

 

  
 
Физкультурно-оздоровительная работа осуществляется также на пришкольной территории.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оборудованы асфальтированные пешеходные дорожки. В целях расширения представлений обучающихся о ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни для человека и окружающей среды, бережного отношения к природе большое внимание уделяется благоустройству и озеленению территории и помещений школы. Родительский комитет школы-участник муниципального «Форума родительских инициатив – 2016 год» по разработке и внедрению экологического проекта «Цветочная клумба».

 

 

 

Функционирование здоровьесберегающей инфраструктуры поддерживает квалифицированный состав специалистов.

 

 

 

Педагоги школы большое внимание уделяют не только сохранению и укреплению соматического здоровья обучающихся, но и поддержанию физического, психического, нравственного и социального здоровья.

 

 

 

100% педагогов прошли курсовую подготовку по применению здоровьесберегающих технологий.

 

 

 

В штатное расписание включены ставки педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, социальных педагогов, учителя адаптивной физической культуры. Ежемесячно в школе проводит прием врач-психоневролог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С целью своевременного обеспечения комплексной специализированной помощи участникам образовательных отношений в школе функционирует психолого-медико-педагогический консилиум, создана служба психолого - педагогического и медицинского сопровождения.

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

Специалистами службы  для улучшения психического здоровья широко применяются различные терапевтические методы: арт-терапия, свето - и цветотерапия, терапия «Гласс арт», кинезотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, изотерапия, песочная терапия.

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

Результаты работы специалистов службы психолого-педагогического сопровождения по реализации здоровьесберегающего проекта «Использование терапевтических методов в коррекции психофизического состояния младших школьников» были представлены на муниципальном уровне в 2015 году.

 

 

 

Следует отметить, что проектная деятельность широко внедряется в практику работы ОУ.  "Будь здоров"

 

 

 

В реализации проектов принимают участие педагоги, обучающиеся, родители, сетевые партнеры.

 

 

 

 

 

 

Результатом реализации проекта «Красный, желтый, зеленый» стала оборудованная на территории школы площадка по отработке правил дорожного движения.

 

 

 

  

 

 

 

Здоровьесберегающее пространство школы органично дополняется сотрудничеством с другими учреждениями:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с ФГОС общего образования и ФГОС для обучающихся с ОВЗ работа педагогического коллектива по здоровьесбережению находит свое отражение в реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с ЗПР, Уставе школы, нормативных локальных актах.

 

 

 

При организации образовательной деятельности, помимо педагогических задач, решаются задачи соотношения методов учебной нагрузки и методов преподавания в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями детей с ЗПР. Школа работает в одну смену. Разработано единое расписание урочной и внеурочной деятельности  согласно требованиям СанПиН. Расписание занятий учитывает распределение учебной нагрузки как по дням недели, так и в течение учебного дня и сбалансировано с точки зрения представленных в нем предметов, обеспечивающих смену характера деятельности учащихся. При проведении уроков и внеклассных мероприятий обязательно используются физкультурные минутки,

минутки релаксации, пальчиковая, артикуляционная, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Вопросы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни находят свое отражение в реализации учебного плана и учебных предметов «Основы безопасности жизнедеятельности», «Окружающий мир», «Природоведение», «Биология», «География», «Технология», «Физическая культура», «Ритмика»,"Обществознание"

 

 

 

Во II половине дня для обучающихся проводятся внеурочные и коррекционно-развивающие занятия.

 

 

 

 

 

 

В систему внеурочной деятельности включено изучение курсов, формирующих потребности в ЗОЖ.

 

 

 

 

 

 

В целях предупреждения утомляемости после основных занятий организуются прогулки и игры на свежем воздухе на территории школы, различные релаксационные мероприятия. Для учащихся 1-ых классов организован дневной сон.

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

В последние годы увеличивается количество обучающихся, у которых ЗПР осложнена соматическими заболеваниями. Для этой категории учащихся организованы занятия адаптивной физической культурой.

 

 

 

В 2016-2017 учебном году функционирует 6 групп для занятий адаптивной физической культурой в соответствии с нозологией заболеваний:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На протяжении 3-х лет с 2013-2014 учебного года в школе реализуется программа по формированию комфортной среды в образовательном процессе, разработанная совместно с кафедрой адаптивной физической культуры, физиологии и медико-биологических дисциплин ЛГПУ им. П.П. Семёнова-Тян-Шанского.

 

 

 

Актуальность программы заключается в её комплексном подходе.Создание программы обусловлено работой школы по применению здоровьесберегающих, оздоровительных технологий, технологии обучения здоровому образу жизни, воспитанию культуры здоровья и осуществлению психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР.

 

 

 

Комплексное решение программы реализуется по направлениям:

 

 

 

- образование в области здоровья на уроках и во внеурочной деятельности

 

 

 

- развитие адаптивной физической культуры и адаптивного массового спорта

 

 

 

- внедрение оздоровительных мероприятий в образовательный процесс (методика галотерапии) в «Соляной пещере»  

 

 

 

- реализация программы «Разговор о правильном питании»,

программы по профилактике наркомании и табакокурения «Азимут», программы первичной профилактики ВИЧ/СПИДа и профилактики рискованного поведения подростков «Ладья»

 

 

 

- программа психологического сопровождения по подготовке учащихся к ГИА и повышения стрессоустойчивости «Шаги к успеху»

 

 

 

- программа психологической помощи родителям «Семья и школа»

 

 

 

- программа предоставления дефектологической, логопедической, психологической и социальной помощи учащимся

 

 

 

- формирование здоровьесберегающей образовательной среды.

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

Опыт работы педагога-психолога по организации деятельности по реализации комплексной программы формирования   комфортной среды в образовательном процессе был представлен на Всероссийском конкурсе: «Лучшая идея 2013-2014 учебного года в области образования лиц с ОВЗ» в номинации «Лучший специальный психолог»

 

 

 

В рамках проведения диагностических и мониторинговых исследований специалистами используются программы компьютерной обработки блока психологических тестов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация работы по созданию здоровьесберегающего пространства позволяет решать ряд важнейших учебно-воспитательных задач.

 

 

 

Благодаря внедрению в образовательный процесс оздоровительной методики галотерапии в «Соляной пещере» улучшились не только физиологические показатели детей, но и значительно снизилось количество пропусков уроков по болезни, что положительно влияет на качество обученности.

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

Эффективность применения здоровьесберегающих технологий оценивается в рамках мониторинговых процедур, в том числе, с помощью ежегодно проводимого мониторинга уровня соматического здоровья по экспресс-системе Г.Л. Апанасенко (проводится совместно с кафедрой адаптивной физической культуры, физиологии и медико-биологических дисциплин ЛГПУ им. П.П. Семёнова-Тян-Шанского). В системе Апанасенко выделены пять уровней здоровья, которые выделяются по общей сумме баллов ряда физиологических индексов и функциональных показателей: высокий (13 баллов и выше), выше среднего (11-12 баллов), средний (6-10 баллов), ниже среднего (3-5 баллов) и низкий (2 балла и ниже).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамика среднего показателя уровня соматического здоровья у школьников с ЗПР

 

 

 

Безопасный уровень соматического (физического) здоровья, гарантирующий отсутствие болезней, имеют лишь дети с высоким уровнем функционального состояния. Его понижение сопровождается прогрессирующим ростом заболеваемости и снижением функциональных резервов организма до опасного уровня, граничащего с патологией. Отсутствие клинических проявлений болезни еще не свидетельствует о наличии стабильного здоровья.

 

 

 

Средний уровень функционального состояния расценивается как критический, так как дальнейшее его снижение ведет к клиническому проявлению болезней с соответствующими симптомами. Уровень соматического здоровья соответствует вполне определенному уровню функционального состояния. Существует принципиальная возможность построения системы индексов с оценкой в баллах, которые рассчитываются по показателям массы тела, жизненной емкости легких, динамометрии кисти, частоты сердечных сокращений до и после дозированной нагрузки, артериального давления. Общей суммой баллов характеризуется успешность физического развития или уровень соматического здоровья.

 

 

 

На каждого школьника заполняется карта здоровья, где отражается динамика уровня соматического здоровья в течение всего срока обучения ребенка в школе. Полученные результаты мониторинга соматического здоровья школьников с ЗПР подтверждают эффективность реализуемых здоровьесберегающих технологий.

 

 

 

Анализ воспитательной работы по формированию экологической культуры, здоровья и безопасного образа жизни обучающихся за 2015-2016 учебный год                        Читать далее

 

2 Страница

     ГИА 2018

    

МОЙ ВЫБОР-будущее РОССИИ!
       
Мы встречаем Новый год!
     
Друзья сайта
    
    
    
    
   

Поиск
Календарь


Повышение престижа 
 профессии педагога
          
  Вход
Copyright MyCorp © 2017Сделать бесплатный сайт с uCoz