МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
      ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ       
             УЧРЕЖДЕНИЕ № 16              
                       г. ЛИПЕЦКА                     
398043, г.Липецк, ул.Циолковского,34/4
   e-mail: skosh_16@lenta.ru          
тел./факс +7(4742) 35-59-71        
 


Меню сайта
Выпускники
Статистика
 

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
                                                                       



Виртуальные экскурсии

 

Экскурсия «Храмы Липецка»
Руководитель: Абросимов Дмитрий Сергеевич
Содержание экскурсии
Начинается путь от Христо-Рождественского собора  (пл. Соборная  4).
Христо-Рождественский собор
Находится на Соборной площади д.4. Каменная теплая церковь основана в 1791г. и построена на средства прихожан. Имеет пять престолов: в настоящей три – Рождества Христова, прп. Серафима Саровского, св. Николая Чудотворца и в трапезной два – Воздвижения Креста Господня и Смоленской иконы Божией Матери «Страстная», с которой ежегодно 28 июля совершается крестный ход вокруг всего город в память избавления от холеры в 1831 г.
За последние годы собор значительно преобразился: появился прекрасный хор, регулярно читаются акафисты, служатся водосвятные молебны «Страстной» иконе Божией Матери. А в 2000 году, на Рождество Христова в соборе в специальную раку были возложены мощи Киево-Печерских святых – теперь 81 частица мощей почивают в раке по правую сторону от алтаря, напротив чудотворной иконы Божией Матери «Страстной».
Далее вниз по каскадному фонтану до подземного перехода. Через переход к санаторию Липецк на ул. Салтыкова-Щедрина
до Древне-Успенского храма (ул. Салтыкова-Щедрина 80а).
Древне-Успенский храм
Древне-Успенский храм был построен в начале 17 века, когда праведным Георгием была ископана пещера и положено основание Поройской пустыни. Храм был собран из крупных валунов и блоков известняка около святого источника Николая Чудотворца. Монастырь несколько раз разорялся татарами.
Престолов два: в храмовой части – Успения Божией Матери и в приделе – св. Николая Чудотворца. Имелась и местночтимая чудотворная икона Божией Матери «Живоносный источник». На юге-востоке от церкви, под горой, на самом берегу пруда, в 1878 г. была построена деревянная часовня над святым источником, при котором, по преданию, чудесно явилась эта икона.
С февраля 1997 г. в храме возобновились регулярные богослужения, и ведутся реставрационные работы. При храме работает школа и библиотека духовной литературы.
Затем обратно по ул. Салтыкова-Щедрина до Нижнего парка к Часовне святого Петра и Павла (ул. Карла-Маркса 1).
Часовня Петра и Павла
Из сохранившихся исторических документов липецким краеведам и историкам известно, что в пору, когда Липецк значился уездным городом Тамбовского наместничества (губернии), в самом городе существовало около десяти различных часовен. Две из них были наиболее почитаемы верующими липчанами: Божией Матери «Живоносного источника», находившейся вблизи Древне-Успенской церкви (Поройской пустыни) и часовня Петропавловская. В архивных документах Петровского краеведческого общества М. Трунова 1912 года сохранились интересные данные: «Часовня сея возведена по повелению Тамбовской духовной консистории в лето 1895 году. Строилась градским коштом и вспоможением горожан состоятельных у Вознесенской базарной площади аки память деяний государевых во благо процветания града Липецка и именуемая ныне часовнею Петра и Павла».
В начале 1990-х зазвучали предложения о восстановлении часовни. После заложения в основании первого камня, церковные священнослужители отслужили специальную службу и освятили место строительства.
После этого на остановку ул. Карла-Маркса на автобус по маршруту через улицу Советская.
Выходим на остановке ул. Максима Горького и по ней следуем в сторону ул. Неделина до площади Торговая к Никольскому храму (пл. Торговая 16).
Никольский храм
Никольский храм в Липецке построен городским головой М.А. Клюевым в 1890 г. по проекту И.П. Машкова (1867-1945) в древнерусском стиле. Храм был воздвигнут рядом с острогом, своим южным фасадом он примыкал к тюремной стене, через которую был устроен вход для арестантов на хоры церкви, расположенные в трех нефах с западной стороны.
Активное восстановление святыни началось летом 1994 г. В настоящее время храм восстановлен. С юго-западной стороны храма построено новое здание, в котором находятся: крестильное помещение, воскресная школа, библиотека и звонница. Восстановлена ограда. Начата роспись храма.
Далее по ул. Неделина следуем через Центральный рынок
на ул. Папина к Преображенскому храму (ул. Папина 1).
Преображенский храм
Свято-Преображенский храм в городе Липецке построен как кладбищенская церковь в 1808 г. Колокольня и трапезная были возведены в 1838 г. В марте 1939 г. храм был закрыт постановление президиума Воронежского Облисполкома. Богослужения возобновились 1 апреля 1946 г.
В 1989 г. по благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия митрополита Воронежского и Липецкого были установлены колокола. В 1992 г. было построено двухэтажное здание, где в настоящее время на первом этаже располагается крестильный храм, на втором этаже – воскресная школа, а в подвальном помещении – просфорня.
Сегодня храм является одним из любимых и посещаемых в областном центре. В нем регулярно совершаются богослужения. Ежедневно в храме звучит церковная проповедь. Священники раскрывают глубину и особый смысл Священного писания и Закона Божия, церковных праздников.
В 1991 г. при храме создана воскресная школа, где проводятся занятия для детей. Им преподают: Закон Божий, старославянский язык и церковное пение.
Возвращаемся на остановку Центральный рынок и садимся в автобус по маршруту на Сокол.
На остановке ул. Арктическая выходим и переходим дорогу к Церкви Рождества Христова (ул. 9 января 1).
Христо-Рождественский храм
Теплая каменная церковь Христо-Рождественского храма была построена в 1869 г. на средства прихожан. В ней два престола: главный – Рождества Христова и придельный – св. Николая Чудотворца. Приход открыт в 1792 г. В 1937 г. Христо-Рождественский храм закрыли. Здание использовали как склад. Так продолжалось до 1947 г., когда по многочисленным просьбам верующих власти пошли на уступки и вернули храм людям. Ведь Великая Отечественная война унесла миллионы человеческих жизней, за которые негде было помолиться, некому было их отпеть. 
Но жизнь на приходе не ограничивается только рамками богослужений и отправлением треб. При храме существует воскресная школа, в которой занимается около 150 детей. В стенах школы они познают основы Православия, изучают Закон Божий, историю Ветхого и Нового Завета, историю Церкви и Отечества. 
С остановки ул. Арктическая следуем на автобусе до остановки
пл. Героев к Евдокиевскому храму (ул. Гагарина 70).
Евдокиевский храм
История церкви неразрывно связана с кладбищем и именем Евдокии. Так называемое Евдокиевское кладбище появилось в конце 18 – начале 19 веков как городское кладбище за пределами города. В 1773 г. в России свирепствовала чума, и Екатерина II специальным указом запретила хоронить умерших около городских церквей и повелела устраивать кладбища за пределами городской застройки. История же, связанная с названием, такова: в 1816 году у местного коллежского советника Николая Федоровича Лобкова умерла жена Евдокия, и он на ее могиле, на свои средства построил усыпальницу в виде трехлепестковой ротонды с колоннадой. А в 1891 г. здесь был официально открыт приход.
От Евдокиевского храма по ул. Зегеля к Христо-Рождественскому собору на пл. Соборная.
Экскурсия в музей «История села Дикое и школы».
Цель:
1. Формировать у детей «образ музея», как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции культурно-исторического значения.
2. Дать представления о предметах быта и их назначении.
 Учить понимать взаимосвязь назначения предмета и материала, из которого он изготовлен.
3. Учить детей умению выделять и обобщать характерные признаки народных ремёсел.
4. Упражнять в связной речи, точном использовании слов. Расширять словарь детей.
5. Углубить понимание необходимости беречь народные традиции.
Словарная работа:
1. Объяснить значение слов: экскурсовод, экскурсия, экспонат.
2. Тренировать в словообразовании.
Предварительная работа:
Знакомство с понятием музей. Чтение русских народных сказок. Отгадывание загадок.
Материал:
Экспонаты музея. Шкатулка  с загадками. Корзинки с баранками. 
Экскурсовод:Дорогие гости!
                       Гости-господа!
                       К нам в уезд пожалуйте,
                       В Липецкий сюда.
                       К нам, в деревню Дикое,
                       В наш уютный дом.
                       Про старину беседу мы
                       Сегодня поведём.
             Ребята, вы знаете, куда вы пришли ? (В музей). Как называется наш музей ?  («История села Дикое и школы»).На карте города нет ныне села Дикое или Дикинской слободы, но до сих пор старожилы с гордостью говорят о себе: «Мы – дикинские!».История села начиналась в далёком средневековье… В XII – XVII веках «Диким полем» назывались неосвоенные, то есть нераспаханные земли, в том числе, и на юге России. Эти территории разделяли Московское государство и владения крымских и ногайских татар. В конце XV века  большая часть территории современной Липецкой области входила в состав «Дикого поля».
           Впервые деревня «Дикая поляна» упомянута в писцовых книгах 1627 года. В ней было всего 16  дворов и она принадлежала боярину Ивану Никитичу Романову.   В тех же книгах 1646 года упомянуто село Дикое, в котором  98 дворов и 183 жителя. До 1778 года село Дикое входило в Романовский уезд. В конце XVIII века по указу Петра I были построены Липские железоделательные заводы. По указу императрицы Екатерины II от 16 сентября 1779 года они были преобразованы в уездный город Липецк Тамбовского наместничества, а затем – Тамбовской губернии.
           К концу XIX века село становится Дикинской или Диконской слободой Липецкого уезда Тамбовской губернии (показать карты Липецкого уезда и Тамбовской губернии.). Она находилась на расстоянии одной версты от Липецка и располагалась на правом берегу реки Воронеж (ныне это улица Комсомольская и улицы, примыкающие к ней).
Ребята, как называются предметы в музее ? (Экспонаты).
Правильно, и экспонаты нашего музея рассказывают о том, как жили крестьяне села Дикое или Дикинской слободы в ХIХ – начале ХХ веков, как трудились и отмечали великие христианские праздники.
Вы знаете, что в музее проводятся экскурсии? Кто рассказывает об экспонатах музея? (Экскурсовод).
Правильно. И сегодня для вас я (мы) проведу (проведем) экскурсию по музею. Я (мы) расскажу (расскажем) вам об экспонатах музея. А поможет мне (нам) в этом волшебная шкатулка с загадками.Вот первая загадка. Летом спит, зимой горит, пасть открывает, что дают глотает. (Печь) Конечно, это печка. Печь занимает почти половину избы, с ней связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Она обогревает избу, в ней пекут хлеб, варят пищу и корм скоту, на ней спят. Люди считали, что за печкой живёт хозяин дома домовой, которого люди старались задобрить, чтобы в доме всегда был достаток и порядок. Народ наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских народных сказок.  А вы помните сказки, в которых рассказывается о таких печках?
А вот другая загадка. Зубов много, а ничего не ест. (Пила) Да, ребята, печку в те времена топили дровами. Заготавливали их с помощью пилы и её помощника. А кто этот помощник, вы узнаете, если отгадаете следующую загадку. Кланяется, кланяется, придёт домой  - растянется. (Топор)
Молодцы, ребята, хорошо умеете загадки отгадывать. Печка без этих предметов была бы неполной. О каких предметах пойдёт речь, узнаете из следующих загадок. Чернец – молодец, в красно золото залез. До смеху хохочет, выскочить хочет. (Чугунок) Правильно – чугунок. Он незаменим в хозяйстве. Сделан он из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь.
А о чём эта загадка? Не бык, а бодает, не ест, а хватает. Что схватит – отдаёт, сам в угол идёт. (Ухват) А для чего он? Им хозяйка ставила в печь горшок или чугунок. (Показывает детям чугунок и ухват)
В каждом доме на столе стоял этот предмет. А какой вы узнаете из следующей загадки. Чистопородный барин дородный всему народу наливает воду. (Самовар) Гостей всех близких привечаем мы ароматным нашим чаем. От всех невзгод, от всех болезней, что может быть его полезней? Но в крестьянской избе самым важным местом считался «красный угол» с иконами и лампадой – место для семейной молитвы. В центре горницы стоял стол, на нём посуда глиняная и деревянная. Как хорошо, чинно и спокойно сидела семья за обедом! Как вы думаете, какие из представленных экспонатов из чего сделаны? Горшок, крынка сделаны из глины. Холодную, сырую и скользкую глину мяли, вытягивали в руках. Глина разогревалась, становилась пластичной, податливой и из неё можно было изготавливать различные предметы. А затем их обжигали в печке. Некоторые гончары, так называли людей, работающих с глиной, на сырой глиняный горшок острой деревянной палочкой наносили узор. Из дерева русские люди делали не только дома – избы и мебель, но и посуду, потому что жили среди лесов. Посмотрите, какую делали красивую посуду. Её украшали различными узорами, использовали всевозможные краски и у каждого был свой секрет, который передавался от старших к младшим.
А вот следующая загадка. Сама не ем, а всех кормлю. (Ложка)
Семьи были большими и у каждого была своя ложка, которая отличалась размером и рисунком. Ели  из одной большой чашки. Первым попробовать мог самый старший в семье, а младшие должны были ждать своей очереди. А те, кто баловался за столом, получали от старшего ложкой по лбу.
А как вы думаете, что делали этим предметом? Спросим у нашей шкатулочки. Загадка. В Полотняной стране по реке Простыне плывёт пароход то назад, то вперёд, а за ним гладь – ни морщинки не видать. Что это? Это первый утюг. Он называется рубель. Позже, когда люди научились обрабатывать металл, появились вот такие утюги. Дерево часто использовали, как материал для поделок и игрушек. Но дерево быстро разрушается, легко горит. Лесов становиться всё меньше и меньше. Их надо беречь и охранять.
Из чего сделан туесок? (Из бересты) Весной из ствола срубленной берёзы снимали кору, надрезав её по кругу. Кусок бересты – это корпус туеска. Сбоку шов заплетали «в замок». Затем вставляли выструганное по размеру деревянное дно и крышку с ручкой в форме дужки. Туесок не пропускал воду.
И ещё одна загадка из шкатулочки. О чём она? Эту обувь не забыли, хоть давным-давно носили. Влезут дети на палати, у печи оставят что? (Лапти) Из чего плелись лапти? (Из лыка) Лыко – это тонко надранные из липы ленты. Про липу существовала такая загадка: «На какое дерево можно забраться разутым, а спуститься обутым?» Получается, что за лапти ничего не надо платить, поэтому их носили самые бедные люди, не имеющие возможность купить сапоги.
Доброй славой пользовались в народе умельцы. О мастере, который никакой работы не боялся, говорили «мастер – золотые руки». Вот такой мастер сделал эту прялку, которую вы видите. Ребята, а как вы думаете, для чего нужна была прялка в крестьянском доме?  С помощью прялки из овечьей шерсти пряли нитки для вязания. А для хранения вещей и одежды использовали сундуки. Они были большие и маленькие, простые и украшенные драгоценностями, деревянные и железные. И  в нашем сундучке хранятся богатства наших бабушек и прабабушек. Посмотрите, с какой любовью вышиты и связаны эти изделия. Долгими зимними вечерами любили заниматься рукоделием. Для детей делали игрушки. Как вы думаете, из каких материалов они сделаны? Эти из дерева, они деревянные. Эти из глины, они глиняные. Эти из ткани, они тканевые. Эти из ниток, они нитевые. Эти из соломы, они соломенные.
Ребята, вам понравились экспонаты музея? А что вам больше всего понравилось? А сейчас я вам расскажу ещё об одной традиции русского народа (достать хлеб-соль). Посмотрите, какой мягкий каравай! Хлеб и соль означают приветствие и пожелание добра. Хлебом-солью русский человек встречает гостя на пороге своего дома. Хлеб-соль торжественно несут на покрытом белым полотенцем подносе. Получивший этот дар целует хлеб, как величайшую ценность, отламывает кусочек, посыпает солью и съедает. Когда вручают хлеб-соль, все очень серьёзны. Лишь позже начинается веселье: приветствия, знакомство, объятия, поцелуи. Такова традиция русского народа. И сегодня мы вручим хлеб-соль нашим гостям.
А вот ещё одна загадка просится из шкатулки выйти. Маленькое, сдобное колесо съедобное. (Баранка) Я приготовила для вас угощение. Посмотрите, чем отличаются эти сдобные колёсики? Вы правы размером, а ещё тестом и названием. Все эти баранки – традиционные русские изделия из теста. А вот баранка, напоминающая восьмёрку, называется кренделем. Хотите, я вас научу делать крендели? Проходите за стол. Это солёное тесто, из которого можно делать различные поделки для игры, например, в магазин. Для того, чтобы сделать крендель, нужно взять небольшой кусочек теста, сделать из него жгутик, а затем свернуть колёсиком и перекрутить восьмёркой. Давайте их сложим на лоточки, а когда они высохнут, вы сможете ими играть.
До свидания! Буду рад новой встрече с вами в нашем музее.

      ГИА 2019

    

Городская воспитательная                        акция



Школа - территория здоровья


     



      
     

      

     
Друзья сайта
    
    
    
    
   
  
Поиск
Календарь



Повышение престижа
 профессии педагога

  
Copyright MyCorp © 2019Сделать бесплатный сайт с uCoz